Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 3 г. Марьина Горка
Дидактика урока вспомогательной школы подчиняется общим закономерностям построения урока. В его структуре предусмотрены такие же этапы, как и в общеобразовательной школе:
III. Повторение пройденного материала;
VII. Задание на дом.
Но при их реализации следует учитывать специфические особенности данной категории учащихся.
Домашнее задание предназначено для закрепления полученных на уроке знаний. Хорошо усвоенный материал обеспечивается самостоятельной работой дома. При определении домашнего задания необходимо учитывать возможности выполнения его каждым учащимся класса. Оно должно быть продолжением работы, которая выполнялась в классе. Для выполнения домашней работы учащимся необходимы точные указания с предварительным разбором заданий под руководством учителя. С целью уточнения понимания задания можно опросить отдельных учащихся (в ком учитель сомневается), понятно ли им, что и как выполнять дома. Слабо подготовленным учащимся полезно давать индивидуальные задания, более легкие и меньшие по объему, но требовать качественного их выполнения. Такой подход к слабым учащимся развивает у них уверенность в своих силах.
Залогом успеха при обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются: системное планирование; рациональная организация урока с разумным использованием каждой минуты; применение разнообразных способов и приемов обучения, опирающихся на активную деятельность учащихся; насыщенность урока практическими заданиями (упражнениями) с систематическим закреплением и повторением ранее изученного материала и длительной систематической тренировкой.
свернутьДисграфия как специфическое нарушение письма проявляется в искажении и замене букв; искажении звукослоговой структуры слова; нарушении слитности написания отдельных слов в предложении; наличии аграмматизмов на письме. Основная работа по преодолению дисграфии осуществляется на первой ступени обучения (в начальной школе).
Классификация дисграфических ошибок
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
— пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
— пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
— пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки;
— замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;
— замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;
— перестановки букв и слогов: онко — окно;
— недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;
— наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сннег — снег, диктанат — диктант;
— искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
— слитное написание слов и их произвольное деление: бойчасов — бой часов, вся — вся;
— неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла. Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно;
— нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис — умчались, мач — мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
— нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;
— нарушения управления: в ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
— замена слов по звуковому сходству;
— слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;
— пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
— замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш—т, д—в, д—б;
— замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и—ш, ц—щ;
— замена букв, имеющих дополнительные элементы: и—ц, ш—щ, п—т, х—ж, л—м;
— зеркальное написание букв: с, э, ю;
—пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:
— безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы\
— правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;
— обозначение смягчения согласных;
— прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Знание перечисленных специфических ошибок поможет правильно определить вид нарушений процесса письма, выявить причины затруднений и спланировать работу по преодолению этих нарушений, учитывать их при оценивании учебной деятельности учащегося.
свернуть
5.План выполнения задания «особому» ребенку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока.
11.Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала (от практики к теории), опору на жизненный опыт ребенка.
15.Обязательно разъяснять таким детям домашнее задание; они должны получить (усвоить) конкретные инструкции по его выполнению.
16.Обеспечить постоянное повторение изучаемого материала. Использовать различные формы предъявления учебного материала.
свернуть