Выпускнику

Абитуриенту 2024

Готовимся к ЦЭ 2024

О порядке организации и проведения репетиционного тестирования граждан по учебным предметам (за курс общего среднего образования) с использованием теста, предоставлением результата его выполнения и решения тестовых заданий

О проведении итоговой аттестации в 2023/2024 учебном году

О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году

Специализированный  сайт для абитуриентов заработал в Беларуси.Здесь можно прочитать о приемной кампании 2024 года в белорусских вузах, правилах поступления и
последних новостях. На сайте также встроен калькулятор, с помощью которого вы можете
проверить проходные баллы на специальности разных университетов.

Вступительная кампания 2024 года

Приемная кампания 2024 года проходит в соответствии Правилами приема лиц для получения общего и специального высшего образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2022 г. № 23.
развернуть

 

29 декабря 2023 г. Глава государства подписал Указ № 416, которым в Правила приема внесены точечные корректировки.

Изменения направлены на:

создание равных прозрачных условий для абитуриентов,

повышение объективности оценки знаний абитуриентов,

упорядочение отбора на целевую подготовку,

создание дополнительных возможностей для поступления одаренной и мотивированной молодежи.

В соответствии с Правилами приема изменены сроки регистрации на Централизованное тестирование (регистрация предусмотрена с 9 по 22 апреля), что обусловлено проведением с 2024 года ЦЭ и ЦТ в единые сроки для всех выпускников текущего и прошлых лет.

27 мая (ЦЭ+ЦТ) - предмет по выбору;

30 мая (ЦЭ+ЦТ) – белорусский (русский) язык;

3, 6 июня (ЦТ) – предмет по выбору для всех выпускников текущего и прошлых лет.

 

Прием абитуриентов в УВО на условиях целевой подготовки.

Особенностью приема абитуриентов на условиях целевой подготовки в 2024 году является возможность поступления по конкурсу среди отдельных организаций-заказчиков, если конкурс по специальности в целом не состоялся. Также для абитуриентов-целевиков вводится нижний порог среднего балла документа об образовании не ниже 7,0 (за исключением наиболее востребованных экономикой специальностей).

Формат проведения вступительной кампании для абитуриентов на условиях целевой подготовки не изменился (прием документов в отдельные сроки, сдача 1 внутреннего испытания в УВО).

Сроки приемной кампании на условиях целевой подготовки:

подача документов - с 27 июня по 2 июля;

проведение вступительного испытания - с 4 по 10 июля;

зачисление - по 12 июля.

Вопросы по учебным дисциплинам размещены на сайте Министерства образования.

 

Обновлен перечень наиболее востребованных экономикой специальностей – список пополнился 16 позициями. В перечень дополнительно включены специальности, в которых сегодня нуждаются организации экономики и социальной сферы страны.

Включение новых специальностей в указанный перечень позволит привлечь для поступления на них наиболее мотивированных абитуриентов и выполнить заказ на подготовку кадров.

 

Поступление без вступительных испытаний.

Одной из самых заметных особенностей вступительной кампании является расширение возможностей поступления для медалистов и выпускников колледжей с красным дипломом. Данные ребята смогут поступать без экзаменов практически на все специальности в региональные вузы. Единственное, они не смогут поступить на медицинские специальности, «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение», а также специальности, дисциплинами профильных испытаний которых являются «Творчество», «Физическая культура и спорт». В столичные вузы указанные абитуриенты смогут поступить без вступительных испытаний на наиболее востребованные экономикой специальности.

 

Прием выпускников лицеев при УВО без вступительных испытаний

В 2024 году выпускники лицеев УВО (Белорусский государственный университет, Белорусско-Российский университет, Полесский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, Витебский государственный университет им. П.М.Машерова) могут быть зачислены в свои вузы без вступительных испытаний. При условии успеваемости по всем предметам не ниже 8 баллов, по профильным – не ниже 9.

 

Выпускники Национального детского технопарка смогут поступить в УВО без вступительных испытаний на ряд востребованных специальностей, перечень которых в 2024 году значительно расширен.

Для поступления по указанной траектории выпускникам необходимо получить рекомендацию наблюдательного совета «Национального детского технопарка» и пройти собеседование в УВО.

 

Для выпускников профильных классов профессиональной направленности сохранены дополнительные возможности для поступления. В этом году выпускники профильных классов смогут поступить по собеседованию на соответствующую специальность. Выделено 5 направлений: педагогические, аграрные, военно-патриотические, спортивно-педагогические, инженерные. Последние смогут воспользоваться возможностью поступления по собеседованию в следующем году, когда будет их первый выпуск.

 

Определены единые подходы при приеме лиц, для поступления на заочную форму обучения, как на платной основе, так и за счет средств бюджета (необходимость наличия стажа работы не менее 10 месяцев на дату подачи документов для лиц, имеющих общее среднее образование или профильного ССО или ПТО).

 

У абитуриентов из числа граждан Российской Федерации стало еще больше возможностей поступить в белорусские вузы: с этого года вузы страны будут принимать на бюджетную форму обучения по результатам ЕГЭ. В будущем выпускники смогут трудоустроиться по полученной специальности на белорусские предприятия. Для сравнения: в прошлом году можно было стать студентом белорусских вузов по результатам ЕГЭ исключительно на платной основе.

 

Установлены нормы для обеспечения участия абитуриентов в конкурсе на общих основаниях, что обусловлено необходимостью обеспечения возможности участия в конкурсе и поступления абитуриентов, не имеющих льгот, но имеющих высокие баллы и поступающих на общих основаниях (по результатам ЦЭ, ЦТ, вступительных испытаний).

свернуть

Опубликован график репетиционного тестирования для абитуриентов

развернуть

Репетиционное тестирование (РТ) по 15 учебным предметам за курс общего среднего образования с предоставлением решения заданий теста для выполнения работы над ошибками с использованием комплекта тестовых заданий по следующим предметам: русскому языку, белорусскому языку, физике, математике, биологии, химии, истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), обществоведению, географии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский).

Репетиционное тестирование проводится в три этапа:

– 1-й этап – октябрь – декабрь 2023 г.

– 2-й этап – январь – февраль 2024 г.

– 3-й этап – март – апрель 2024 г.

Перечень учреждений образования Республики Беларусь, на базе которых можно пройти репетиционное тестирование, будет размещен на сайте РИКЗ после заключения договоров.

Каждый пункт проведения тестирования определяет свой график проведения и количество участников РТ по учебным предметам. Актуальная информация по всем доступным сеансам РТ размещается в личном кабинете участника тестирования на сайте РИКЗ

Репетиционное тестирование позволяет:

  • ознакомиться с тематикой, типами и формами тестовых заданий;
  • проверить уровень знаний на данном этапе подготовки по выбранным учебным предметам;
  • наметить пути более эффективной подготовки к экзаменам и устранения пробелов в знаниях по ранее изученному материалу;
  • приобрести технические навыки и отработать технологию заполнения бланка ответов;
  • психологически подготовиться к предстоящим выпускным и вступительным испытаниям.

Результаты репетиционного тестирования в тестовых баллах призваны помочь его участнику отследить динамику устранения своих пробелов в знаниях и повышения уровня подготовки по предмету, но не обязаны совпадать с его результатами на выпускных и вступительных испытаниях.

Репетиционное тестирование будет проводиться по материалам, предоставленным РИКЗ. Обработка бланков ответов и расчет результатов будет осуществляться по технологии централизованного экзамена и централизованного тестирования.

Обращаем Ваше внимание, что для удобства регистрации абитуриентов для участия в репетиционном тестировании и обеспечения возможности оперативного решения возникающих в ходе регистрации, прохождения и информирования о результатах репетиционного тестирования вопросов РИКЗ введена в работу единая система регистрации участников репетиционного тестирования

Чтобы зарегистрироваться для участия в РТ, участник должен: 

  • зайти в свой личный кабинет на сайте РИКЗ, используя вкладку «РТ, регистрация», указав серию и номер документа, удостоверяющего личность, или свидетельства о рождении, и пароль.

Если тестируемый регистрируется для прохождения репетиционного тестирования впервые, он должен создать свой личный кабинет участника репетиционного тестирования на сайте РИКЗ, используя вкладку «РТ, регистрация». 

  • в личном кабинете участника репетиционного тестирования сделать заявку на участие в сеансе (сеансах) репетиционного тестирования, выбрав пункт проведения тестирования, дату и время проведения тестирования, учебный предмет и язык представления теста.
  • оплатить участие в репетиционном тестировании, используя номер лицевого счета, присвоенный участнику в момент создания личного кабинета на сайте РИКЗ.

Подробную информацию можно найти в разделе «РТ», «Памятка участнику РТ». 

Результаты репетиционного тестирования можно будет узнать в личном кабинете — они будут доступны в срок не позднее 10 дней с даты тестирования.

Список учреждений образования, где можно будет пройти РТ, размещен на сайте РИКЗ.

свернуть

О новых подходах к итоговой аттестации учащихся

развернуть

В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко по вопросам образования Министерством образования разработаны новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования (далее – УОСО).

В IX классе предлагается проводить выпускные экзамены по четырем учебным предметам:

«Белорусский язык» и «Русский язык» – в форме изложения, что позволит проверить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся;

«Математика» – контрольная работа;

«История Беларуси» – в устной форме.

Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.

По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.

С учетом мнения педагогов предлагается в профильный класс зачислять учащихся, имеющих средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не ниже 7 баллов.

В XI классе предлагается сохранить выпускные экзамены по государственным языкам «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося, а также с целью проверки математической и функциональной грамотности – по учебному предмету «Математика», с учетом важности межстранового взаимодействия – по учебному предмету «Иностранный язык».

В целях уменьшения нагрузки на учащихся XI классов предлагается выпускной экзамен и централизованное тестирование по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика» совместить (далее – национальный экзамен, НГЭ). Выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» – проводить в устной форме в учреждении общего среднего образования, в котором обучаются учащиеся. Подходы к формированию экзаменационных комиссий для проведения данного выпускного экзамена менять не планируется.

Общие принципы проведения НГЭ как совмещенной формы выпускных экзаменов и ЦТ (рассадка, правила проведения и т.д.) идентичны принципам, используемым в настоящее время при организации ЦТ.

В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение НГЭ, предлагается определить учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний», который имеет опыт проведения централизованного тестирования.

Проверка и оценивание работ осуществляется в РИКЗ компьютером с помощью программного обеспечения и по методике подсчета тестовых баллов (по технологии ЦТ). Отметка, полученная на НГЭ, будет переведена в 10-балльную шкалу. В аттестат об общем среднем образовании будет выставлена итоговая отметка с учетом годовой и отметки, полученной на НГЭ. Кроме того, по итогам выполнения заданий НГЭ будет выдан сертификат с указанием количества баллов для участия в конкурсе при поступлении в учреждения высшего или среднего специального образования.

В связи с этим предлагается проводить НГЭ в апреле текущего учебного года на базе имеющихся и дополнительных пунктов централизованного тестирования. Пункты тестирования, будут сформированы таким образом, чтобы радиус подвоза не превышал 70 километров.

С учетом необходимости проведения широкой апробации новой модели итоговой аттестации, внесения изменений  в Правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования, разработки новых нормативных правовых актов наиболее оправданным является реализовать данные подходы в 2023/2024 учебном году.

свернуть

Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

развернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 июля 2022 г. № 184

  

ПРАВИЛА

проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

Приложение 28

к Инструкции

по организации и проведению

централизованного экзамена

 

ШКАЛЫ

перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

 

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–6

7–14

15–25

26–32

33–41

42–53

54–67

68–81

82–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

 

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–9

10–18

19–28

29–37

38–45

46–54

55–63

64–76

77–100

 

Подробнее ...

свернуть

Централизованный экзамен: порядок проведения, бланк ответов

развернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

11 июля 2022 г. № 184

  

ПРАВИЛА

проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

 

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЭ

  1. ЦЭ проводится только в аудиториях, позволяющих рассадить участников ЦЭ не более чем по 4 человека за столом при наличии проходов с обеих сторон либо по 2 человека за столом при подходе с одной стороны и (или) двух сторон.
  2. В пункте проведения ЦЭ создаются условия для пребывания участников ЦЭ, завершивших выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, сопровождающих педагогических работников.
  3. Доставку участников ЦЭ в пункт его проведения и обратно к учреждению общего среднего образования в случаях, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 47 Кодекса Республики Беларусь об образовании, их сопровождение обеспечивают структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и пропуск.

В дни проведения ЦЭ в соответствии с законодательством обеспечивается организация питания участников ЦЭ.

  1. Участников ЦЭ пропускают в пункт его проведения по спискам на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска.

В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается допуск такого участника ЦЭ в пункт проведения ЦЭ при условии нахождения в списках зарегистрированных для участия в ЦЭ. При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.

Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.

Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

  1. Допуск и размещение участников ЦЭ в аудитории осуществляется двумя педагогическими работниками.
  2. В аудиторию проведения ЦЭ участники ЦЭ берут с собой ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, документ, удостоверяющий личность, пропуск.

Иные личные вещи, в том числе мобильные телефоны, средства аудио-, видео- и фотофиксации, участники ЦЭ оставляют до входа в аудиторию в специально выделенном для этого месте.

  1. Педагогический работник, находящийся у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность.
  2. Педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, размещает участников ЦЭ в соответствии с жеребьевкой.

Жеребьевка мест для размещения в аудиториях участников ЦЭ проводится путем вытаскивания карточек с номерами. Если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском языке и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно.

  1. После размещения участников ЦЭ по местам педагогический работник доводит до их сведения основные требования, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения, предлагает им убедиться в отсутствии предметов, не разрешенных настоящей Инструкцией.
  2. Участники ЦЭ    обеспечивают    сохранность    экзаменационных    материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.
  3. Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы.

В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (в том числе инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей).

Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.

  1. Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории.

При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность.

Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов.

Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.

  1. Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:
    • проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;
    • фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
    • меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
    • вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
    • иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
    • выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
    • фотографировать экзаменационные материалы;
    • разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
    • произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.
  2. Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, удаляются из аудитории.

В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, удаленный из аудитории в соответствии с частью первой настоящего пункта, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в иной срок в августе текущего года осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

  1. Ответственный педагогический работник информирует участников ЦЭ за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы.
  2. По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участники ЦЭ сдают экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.
  3. Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, могут покинуть аудиторию. Педагогическому работнику необходимо принять у них все экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.

Принимая экзаменационные материалы, педагогический работник сверяет соответствие данных участника ЦЭ, указанных в области регистрации бланка ответов, данным документа, удостоверяющего личность, а также соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Принятые     экзаменационные     материалы    пересчитываются     и запечатываются в пакеты согласно требованиям настоящей Инструкции и вместе с протоколом проведения ЦЭ в аудитории передаются организационной комиссии.

  1. На основании представленных протоколов проведения ЦЭ в аудитории организационной комиссией оформляется протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.
  2. В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ участник ЦЭ освобождается от участия в нем.   Бланк   ответов   погашается   путем   перечеркивания,    информация об освобождении (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в соответствии с частью первой настоящего пункта, проходит ЦЭ в резервный день или иной срок. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в резервный день или иной срок осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.

 

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ

  1. Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое  поле   заполняется    начиная    с первой    клетки.    Оставшиеся    клетки    поля не заполняются.

Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.

Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии.

  1. Бланк ответов состоит из области регистрации и области ответов.
  2. В области регистрации бланка ответов расположены:

поля, заполняемые по указанию педагогического работника в аудитории:

«Код   пункта   проведения  ЦЭ» –   указывается  код    пункта   проведения  ЦЭ в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Корпус» – указывается номер корпуса пункта проведения ЦЭ, в котором участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Номер аудитории» –   указывается   номер   аудитории   пункта   проведения   ЦЭ, в которой участник ЦЭ проходит ЦЭ;

«Код предмета» – указывается код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ;

«Название предмета» – указывается название учебного предмета, по которому проводится ЦЭ;

поля, самостоятельно заполняемые участниками ЦЭ:

«Фамилия» – указывается фамилия согласно документу, удостоверяющему личность;

«Собственное имя» – указывается собственное имя из документа, удостоверяющего личность;

«Отчество» – указывается отчество, если таковое имеется, из документа, удостоверяющего личность;

«Серия» – указывается серия документа (при наличии), удостоверяющего личность;

«Номер» – указывается номер документа, удостоверяющего личность;

«Дата» – указывается дата проведения ЦЭ;

«Подпись» – участник ЦЭ ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы.

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, которые являются двойными, имеют составные части или служебные слова, записываются в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.

Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ.

  1. Область ответов состоит из двух частей:

часть «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов;

часть «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.

  1. Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой.

Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.

Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.

Отмена ошибочной метки производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:

отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;

поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.

  1. Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера  задания     в области     ответов,     предназначенной     для кратких     ответов на экзаменационные задания.

Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая   цифра,   буква   или   знак   минус   (если   число   отрицательное)   записываются в отдельную клетку.

Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела, дефиса или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.

Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

Отмена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.

  1. Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.

Подробнее ...

свернуть

О перечне учебных предметов, по которым сдаются выпускные экзамены

развернуть

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде выпускных экзаменов. Обязательными являются:

«Белорусский язык» в письменной форме (изложение);

«Русский язык» в письменной форме (изложение);

«Математика» в письменной форме (экзаменационная работа);

«История Беларуси» в сочетании устной и практической форм (билет).

Для учащихся гимназий – колледжей искусств обязательным является также выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Учитывая, что с 2022/2023 учебного года в IX классе вводится выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси», с 1 сентября 2022 г. для всех учащихся IX класса вводится учебный модуль «Великая Отечественная война», который включает в себя освоение:

раздела «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа» учебной программы по учебному предмету «Всемирная история»;

раздела «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн» учебной программы по учебному предмету «История Беларуси»;

программы факультативного занятия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)».

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде централизованных экзаменов по учебным предметам «Математика», «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося. Для учащихся гимназий – колледжей искусств обязательным является также выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Порядок организации и проведения централизованного экзамена, порядок взаимодействия и функции юридических лиц, права и обязанности лиц, участвующих в централизованном экзамене, порядок проверки и оценивания экзаменационных работ регламентируются Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

свернуть

На сайте РИКЗ размещены тестовые репетиционные материалы по трем предметам

развернуть

На сайте Республиканского института контроля знаний в разделе «Репетиционное тестирование» размещен банк тестовых материалов по русскому языку, белорусскому языку и математике

Тестовые материалы, которые размещены в банке, соответствуют требованиям программ вступительных испытаний разных лет. Материалы могут быть использованы как учащимися старших классов для самостоятельной подготовки, так и педагогами при организации работы на уроках и факультативах, отметили в Министерстве образования.
 
См. "Открытый банк тестовых материалов"
свернуть

Как правильно подготовиться к экзамену...

развернуть
Подготовка к экзамену.
 
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.· Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.· Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.· Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.· Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части «А» в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.· Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
 
Накануне экзамена.
 
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.·
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.· Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене несколько часов.
 
Во время экзамена (тестирования).
 
  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
  • Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Передам, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
 Удачи! Ни пуха, ни пера...
свернуть
Ещё в этом разделе